Главная arrow Психология arrow Статьи arrow От печали до радости
От печали до радости
Опубликовано в журнале Космо

Жизнь без эмоций – как картина без красок.

Они везде и всюду, особенно у нас, женщин. Настолько, что очередной нервный срыв или досадную ошибку списываем на них же.
И часто воспринимаем их как загадочного джинна, которого надо держать в бутылке, чтобы, фигурально выражаясь, в нее не лезть. Без них мы воспринимали бы реальность адекватно, рационально и… скучно, как роботы. Ведь эмоции – именно то, что отличает человеческий интеллект от искусственного.

Термином "эмоции" (от лат. emovere – волновать, возбуждать) обозначают психические состояния и процессы отражения действительности в форме переживания явлений, событий и ситуаций, которые обусловлены их отношением к потребностям субъекта. Эмоции – один из важнейших механизмов психической деятельности, они связаны с инстинктами, влечениями, потребностями и мотивами и отражают субъективное отношение к различным аспектам бытия. К примеру, один и тот же фильм может у тебя и твоей подруги вызывать разные эмоции, а популярный актер не только нравится поклонницам, но и раздражает тех, кому он несимпатичен.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма к миру и до сих пор играют важную роль в приспособлении к изменяющимся внешним условиям. Они ситуативны, выражают состояние субъекта (то есть тебя, визжащей от страха), а не свойства объекта (то есть крысы, которую ты увидела за шкафом) и показывают его отношение к чему-либо в данный момент (к различным внешним или внутренним событиям). В эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека и его индивидуальность. Чем более развита личность, тем глубже и сильнее ее эмоции и чувства. А под воздействием переживаний формируется личность.


ЛЕВЫМ-ПРАВЫМ
У всех здоровых людей есть врожденные базовые эмоции. К ним относятся радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение. На их основе формируются и развиваются разнообразные эмоциональные процессы, состояния и личностные качества (или формируется эмоционально-личностная сфера). "Эмоции традиционно принято рассматривать по двум осям: сильные – слабые, положительные – отрицательные, – рассказывает кандидат медицинских наук, психотерапевт Сергей Теплов. – Такая градация важна для диагностики (например, при депрессии эмоции сильные и отрицательные) и лечения (в процессе психотерапии специалист помогает правильно обозначить эмоциональное состояние), а также для понимания человеком самого себя". И правда, одно дело, когда ты слегка раздражена, и совсем другое – когда испытываешь приступ ярости. Да и легкая симпатия, согласись, отличается от страстной любви.
В процессе многолетних исследований мозговой деятельности было установлено, что эмоциональные состояния регулирует правое полушарие. А левое, доминантное, контролирует вербальные, логические функции и делает нас правшами. Но не у всех людей они одинаково хорошо развиты. "Вот бесчувственный!" – возмущаемся мы за кофе с подругами, удивляясь эгоизму иных сильных половин. А между тем, не всегда его равнодушие к твоим переживаниям – результат плохого воспитания. Одно из объяснений низкого развития чувственно-эмоциональной сферы у современной молодежи – недоразвитие мозговых структур. А так как именно правое полушарие является ведущим у леворуких людей, то есть теория, согласно которой природа за счет увеличения количества левшей пытается компенсировать перекос, задействовать правое полушарие и сделать так, чтобы люди не превратились в бесчувственных роботов.
Эмоции имеют и свое постоянное "место прописки": найдены особые нервные структуры в гипоталамусе – центры удовольствия, страдания, успокоения, агрессии.


СИГНАЛЬНАЯ АЗБУКА
Но эмоции нам нужны не только чтобы мы могли лучше понять себя, но и чтобы окружающие верно поняли наше отношение к происходящему. Недавно журнал "Тайм" опубликовал итоги совместной работы двух калифорнийских ученых – Дэвида Мацумото из университета Сан-Франциско и Боба Уиллингхэма из Центра психологических исследований в Беркли. Они доказали на практике верность гипотезы, выдвинутой еще Чарльзом Дарвином, что слепые и зрячие выражают свои чувства одинаково. Их наблюдения однозначно показали, что все люди, способные видеть и нет, от рождения могут одинаково придавать своему лицу естественное и искусственное выражение.
 
Когда возбуждение передается центрам регуляции физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.), то эмоции порой заставляют тебя бледнеть, краснеть, потеть, а твой желудок болеть. Чаще всего наблюдаются повышение артериального давления, учащение пульса и дыхания, расширение зрачков, повышенная потливость, сухость во рту, увеличение уровня глюкозы в крови, ускорение свертываемости крови, приток крови к мозгу и отток ее от области живота, "гусиная кожа", изменение тонуса мышц. Есть теория, согласно которой страх в большей степени поражает сердце, апатия и подавленное состояние – враги желудка, а на печень в большей степени воздействует гнев. И совершенно точно установлено, что негативные эмоции являются предпосылками разного рода заболеваний.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Эмоциональное развитие человека начинается с рождения, а потом продолжается в течение жизни – в первую очередь благодаря воспитанию и специальному обучению. Как и базовые, врожденные эмоции, некоторые способы эмоционального выражения заложены генетически (что особенно ярко видно у младенцев). Эмоционально-чувственная сфера складывается под влиянием заботы, любви и ласки со стороны взрослых. Первый эмоциональный опыт дети получают в процессе общения с матерью, а потом и с другими людьми. Они учатся подражать взрослым, перенимают навыки поведения и общения в социуме, постепенно накапливая эмоциональный опыт. Именно поэтому долгое время бытовало (да и сейчас встречается) мнение, что детдомовские дети заторможены в развитии. На самом же деле при нормальном интеллекте они просто не умеют выражать свои эмоции и даже не способны их различать, что быстро наверстывается в приемной семье.

Сначала эмоциональные проявления возникают внезапно, бурно протекают и быстро исчезают. А ощутимый контроль над ними появляется постепенно, с усложнением эмоциональной жизни, в старшем дошкольном возрасте. Воспитанию и формированию эмоций очень способствуют произведения искусства, литературы, музыки, кино. А еще, конечно, важна помощь родителей: учить ребенка осознавать и понимать свои переживания ("хорошо – плохо"), испытывать разные эмоции в игре, развивать речь и учиться называть, проговаривать свои состояния, а также управлять ими, выражать в принятой и одобряемой обществом форме: ведь на проявление эмоций большое влияние оказывают традиции. К примеру, у нас считаются неприемлемыми мужские слезы, а в Японии даже о неприятностях принято говорить с улыбкой. Доказано: чем лучше человек владеет своей эмоциональной сферой, тем выше его самооценка.

НА УРОВНЕ
Если эмоциональная сфера не развита, то о человеке говорят, что он «эмоционально тупой». Такие люди не только внешне скупы на эмоциональные проявления, но и внутренние реакции у них бедные. Они преимущественно негативно относятся к себе и миру, не имеют достаточного опыта переживаний, неспособны сопереживать и закрыты для нового эмоционального опыта.
Об эмоциональном интеллекте (Emotional Intelligence, ЭИ) специалисты заговорили всего лишь каких-то два десятка лет назад. Пионерами в этом вопросе считаются Джон Мейер и Питер Сэловей, положившие начало исследованиям в данной области. А затем вышла в свет книга Дэниэла Гоулмена "Эмоциональный интеллект", быстро ставшая бестселлером. Можно сказать, что это баланс разума и эмоций, а не преобладание одного над другим. Люди с высоким EQ (Emotional Quatient , коэффициентом эмоциональности – по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) обычно уживчивые, неконфликтные, коммуникабельные, общительные, умеют работать в команде, создают вокруг себя благоприятный эмоциональный климат, имеют высокую степень терпения и самообладания, не поддаются сиюминутным настроениям, а умеют взять себя в руки в критический момент. Их крайне сложно увидеть разгневанными, раздраженными и унылыми. А еще эмоционально развитым людям обычно свойственны ровное, последовательное поведение (нет желания доминировать любой ценой, отсутствует неоправданная, неадекватная агрессивность), положительная и одновременно реалистичная самооценка, самокритичность, чувство юмора, умение "держать удар", оптимизм, восприятие подавляющего большинства перемен как платформы для новых перспектив и возможностей, а не как угрозу для собственной личности. Ими практически невозможно манипулировать.
Замечено, что люди с высоким EQ чаще всего становятся признанными лидерами и успешными менеджерами – ведь харизма не что иное, как развитый эмоциональный интеллект: для них чужая душа не потемки, и люди им верят. И в любых сферах карьера эмоционально продвинутых растет как на дрожжах.

КАК ЕГО РАЗВИТЬ?
Многие специалисты уверены, что ЭИ можно и нужно развивать – главное, работай над собой:

  • Старайся осознавать свои эмоции и их причины, отличать "я чувствую" от "я думаю". Не ври сама себе – совершенно нормально, если твои переживания отличны от других. Например, скажи себе честно: "Пусть этот фильм все считают шедевром, но мне он не понравился".
  • Расширяй свой словарный запас, ведь если разговаривать как Эллочка-людоедка, то эмоции дифференцировать невозможно. Говори открыто о своих чувствах и так, чтобы тебя поняли.
  • Управляй своими эмоциями (например, сдерживай гнев и не забывай показывать радость).
  • Наблюдай, как другие реагируют на комплименты, требования, неприятные новости, агрессивные выпады и т.д. Перенимай чужой опыт выражения чувств и способы поведения в типичных ситуациях, это может быть полезным.
  • Относись к окружающим с пониманием, состраданием и сочувствием, а не по принципу "это не моя проблема". Но не поддавайся чужому дурному настрою.
  • В общении следи не только за словами собеседника, но и за жестами (по данным исследований, более 55% информации не высказывается вслух).
  • Не игнорируй интуицию, прислушивайся к тихому внутреннему голосу.
  • Бери ответственность на себя, а не списывай все неудачи на внешние обстоятельства.
  • Читай произведения художественной литературы и анализируй эмоциональное содержание текста, вдумчиво смотри кино, следи за поступками героев и интерпретируй их мотивацию и чувства. Рассматривай картины и скульптуры, обсуждай их и старайся понять замысел автора.
  • Твори сама – пиши стихи, рецензии, картины, веди дневник и т.п.
  • Будь открыта для советов и помощи друзей и знакомых.
  • Сосредотачивайся на положительных эмоциональных состояниях (радости, успехах в работе, новых впечатлениях, приятном общении и т.д.) и нейтрализуй негативные (неуверенность в себе, обиду, негодование, зависть, тревогу и т.д.). Для этого задействуй разум, силу воли, внутренние и внешние ресурсы.
  • Находи время для самовосстановления (отдыха, релаксации, физических упражнений и т.д.), учись саморегуляции и самоконтролю (к примеру, думай прежде чем сказать или сделать).
  • Формируй адекватную самооценку.
  • И не забывай про силу юмора!

Автор: Мария Морозова
24.06.2009
 

При использовании любых материалов с этого сайта ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на http://m-morozova.ru или конкретную страницу сайта.
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape