Статистика

Участников: 3
Новостей: 118
Ссылок: 6
посетителей: 2283491

Главная arrow О проекте и обо мне arrow Библиография arrow Джемма Фирсова. Личное отношение
Джемма Фирсова. Личное отношение
Джемма Фирсова. Личное отношение
"Я еще в школе, когда училась, думала о том, как
прожить свою жизнь так, чтобы в этом мире
вокруг меня было светлее и лучше".
Джемма Фирсова

Говорят, что воля должна быть предметом гордости больше, нежели талант. У Джеммы Фирсовой было всего вдоволь – и таланта, и воли, и душевных сил, и ума. Необычайно привлекательная внешне, она притягивала и внутренней красотой. Ее называли "глубинной ведьмой", "пришельцем", "странно красивой".

Джемма Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде, где ее отец, будучи военным строителем, командовал инженерно-саперным батальоном. С той поры она запомнила великолепные голубые мечети, дорожную пыль, янтарный виноград… А с 1941 по 1945 гг. ее детством стала война. Родители, спасая дочь от открывшегося туберкулеза, возили ее с собой по фронтам, чтобы иметь возможность обеспечить ребенку нормальное питание. Девочке сшили военную форму, подстригли, и стала она похожа на мальчика. И картины вокруг пошли совершенно иные, страшные. Они остались в душе Джеммы навечно. А затем был Кенигсберг (ныне Калининград), город-сказка, с садами и замками, где начался следующий этап ее жизни.

Самообразованием Джемма занялась с раннего возраста, наметив собственную программу изучения истории, философии, литературы, искусства, географии… И уже в 11 лет она знала, что станет режиссером.

Этот путь указал ей товарищ отца и мастер отечественного кино М.И. Ромм. Узнав, что девочка увлекается многим (музыкой, живописью, литературой и т.д.), он сказал, что единственная профессия, которая это объединяет, – кинорежиссура. И Джемма закончила ВГИК.

Однако режиссеры-постановщики не могли пройти мимо красоты и актерского дарования Д. Фирсовой. По ее собственному признанию, она играла в фильмах у тех, кто был ей близок и интересен. В ее актерской фильмографии "Алые паруса" (1961 г., мать Грея), "Война и мир" (1965 г., Катиш), "Вечер накануне Ивана Купала" (1968 г., ведьма), "Белая птица с чёрной отметиной" (1970 г., сельская колдунья Вивдя), "Это сладкое слово — свобода!" (1972 г., Эллен Каррера), "Черная береза" (1977 г., врач Антонина Ивановна) и другие работы. И даже если роли были совсем маленькими (а их нередко сокращали еще и потому, что она затмевала главных героев), не заметить Джемму Сергеевну на экране было невозможно.

Джемма Фирсова

Но всегда, если надо было выбирать, она отдавала предпочтение собственным проектам. И документальное кино привлекало Д. Фирсову значительно больше, нежели художественное. Она называла его "живым и настоящим". При этом она всегда очень глубоко вникала в то, что делает, и всесторонне изучала тему. Так, из просмотра кинохроники появился четырехсерийный фильм "Зима и весна сорок пятого" (1972 г.) не просто о Великой Отечественной, а о Второй мировой войне. Затем она сделала "Битву за Кавказ" для знаменитой эпопеи "Великая Отечественная/Неизвестная война" (1979 г.).

Фильм "Предупреждение об опасности" (1983 г.) для Джеммы Сергеевны был знаковым. Его основной посыл – гонка вооружений, последствием которой может стать ядерная война, не даст шанса никому на этой Земле, поэтому необходимо мирное сосуществование. Когда случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, она стала экспертом-координатором по непосредственным причинам аварии и связующим звеном между учеными и журналистами.

В загадке снов – таинственный исток
Что смог рекой забвения излиться…
Так спит в зерне пленительный цветок,
Так в каждом атоме Вселенная таится,
Так спит в своем творенье светлый Бог
И видит сны, не чая пробудиться…
Как охранить в зерне красу цветка,
А в атоме – гармонию Вселенной?
Как сон Господень уберечь, пока
Он в этой оболочке хрупко-тленной?...
Джемма Фирсова

Вообще Д.С. Фирсову невозможно вместить в определенные рамки – так много граней у нее было. Она режиссер, актриса, общественный деятель, журналист, главный редактор Госкино СССР по военно-патриотическим игровым фильмам, публицист, поэт, лауреат всевозможных наград и премий, эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев, организатор фотовыставок, член жюри кинофестивалей…

Мне посчастливилось общаться с Джеммой Сергеевной. Она называла меня "Молодая старая подруга", и когда включила меня в свой "ближний круг", я, признаться, немного робела.

Но оказалось, что это очень душевный, участливый, внимательный и нежный человек. И никакого высокомерия и тем более "звездности". Все ее звания, регалии, достижения ни коим образом не влияли на то, как она контактировала с людьми. При этом Д. Фирсова тонко чувствовала, к кому какой подход должен быть. Хотя в работе она была и принципиальной, и суровой до жесткости, и даже резкой. И если за что-то бралась, то результат всегда был великолепный. Сейчас это называют перфекционизмом.

Любимым человеком для Д. Фирсовой стал Владислав Микоша (1909-2004) – легендарный кинооператор, фотохудожник и фотокорреспондент, классик отечественной документалистики, народный артист СССР. Он запечатлел на пленку спасение экспедиции "Челюскина", разрушение Храма Христа Спасителя и открытие комплекса ВСХВ (ВДНХ-ВВЦ), создал кинолетопись Великой отечественной войны (снимал оборону Одессы, бои за Севастополь и Кавказ, освобождение Польши, Болгарии, Румынии и многое другое), а затем Парад Победы на Красной площади, восстановление Европы и многочисленные события мирной жизни. В его объектив попадали И. Сталин, В. Чкалов, Б. Шоу, М. Цзэдун, Д. Кеннеди, Н. Хрущев, Ю. Гагарин, Г. Уланова, Е. Максимова… Его называли "поэтом с кинокамерой" – так выразительны были снятые им кадры.>/p>

Джемма Сергеевна рассказывала, что сначала услышала восторженные отклики об операторе В. Микоше от одной из преподавательниц ВГИКа, потом увидела снятые им кадры, которые привели ее в восхищение, и поняла, что это "ее человек". Затем были личное знакомство, совместная работа и долголетний брак. И несмотря на значительную разницу в возрасте, пара эта была на редкость гармоничной. Неслучайно Д.С. Фирсова давала два определения любви: "Любовь – это когда двое вместе намного интереснее, чем по одному" и "Любовь – это когда люди врастают друг в друга". Он был для нее учителем, другом, соратником, мужем. Вместе они, в частности, создали документальный фильм "Встреча с Джокондой" (1974 г.), кадры которого стали хрестоматийными.

Для всех, кто знал и любил Джамму Сергеевну, ее неожиданный уход 8 мая 2012 года явился шоком. Жить она собиралась долго, и планов творческих у нее было огромное количество. Да и не выглядела она пожилым человеком, уставшим от суеты. Напротив, была активной и подвижной, общительной и юморной. Когда мы с ней шли где-нибудь по крутой и плохо освещенной лестнице и я предупреждала: "Осторожно!", она весело отвечала: "Не беспокойтесь, бабулька в порядке!" А я тут же парировала, что никакой бабульки поблизости не наблюдаю. Она оставалась стройной, подтянутой, с ровной спиной, ходила быстро и часто – с нелегким рюкзачком, нередко одевалась в джинсы и свитера, что очень резко отличало ее от старушек.

С ней можно было беседовать на самые разные темы. А когда я как-то удивилась ее подробным расспросам по теме, которая, как мне казалась, не могла быть ей интересна, она заметила: "Если вы еще не поняли, я очень любопытная!" И это было любопытство не обычное, обывательское, от скуки, а любопытство, если можно так выразиться, в высшем смысле, когда в нем выражается открытость миру, интерес к людям и жадность узнавания нового. Она любила цветы, радовалась обновкам, могла похвалиться украшениями, как обычная женщина.

Иногда, если мы с ней не сходились во мнении по какому-нибудь вопросу, она с горячностью произносила: "Не спорьте со мной, я старая дура!" На что я тут же отвечала, что спорить буду обязательно – по поводу формулировки "старая". Естественно, диалог продолжался со смехом.

Джемма Сергеевна говорила, что в жизни нет ничего случайного. И действительно, порой происходили просто удивительные вещи. Однажды она дала мне несколько книг со своими стихами и сопроводила их фразой: "Подарите тому, кому захочется!" Через некоторое время на одном из сайтов в интернете я увидела сообщение от женщины, в котором она сетовала, что давно хочет иметь сборник стихов Д. Фирсовой, но достать его ей никак не удается. Я связалась с ней и выслала две книжки, потому что иначе поступить было невозможно.

Д. Фирсова никогда не была равнодушной, а занимала активную – гражданскую и человеческую – позицию. Ее необычное имя, как у героини романа "Овод", было своего рода паролем.

Однажды я наблюдала такой показательный эпизод. К ней обратился автор, фильмы которого по каким-то организационным причинам не были допущены к показу на одном из важных "киношных соревнований". "Выберите один самый хороший фильм, позвоните вот по этому телефону и скажите, что от меня. Вас обязательно включат в программу", – тут же отреагировал она.

Джемма Сергеевна считала, что документальное кино – это очень важная составляющая не только кинематографа, но и существования современного человека вообще. Поэтому она стала одним из создателей и вдохновителей Московского клуба документального кино "Окно в Россию. Связь времен", который теперь носит имя двух Микош – Джеммы и Владислава. А последним фильмом Д. Фирсовой оказалась документальная лента "Владислав Микоша: остановивший время" (2009 г.).

В каждом в живом существе горит искра Божья, и она бессмертна. Так считала Джемма Сергеевна Фирсова.

Так оно и есть…


Источник.

Автор: Мария Морозова
23.12.2013
 

Безграмотность


При использовании любых материалов с этого сайта ОБЯЗАТЕЛЬНА ссылка на http://m-morozova.ru или конкретную страницу сайта.
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape