Янтарь – или отвердевшая смола хвойных деревьев – традиционно считался подарком природы суровой Балтики. Но оказывается, что этот самородок давно ценят и любят в Японии. Он символизирует солнце и красоту, олицетворяет энергию Земли, лечит болезни и дарит силу, защищает от злых чар и дурного глаза, используется в религиозных обрядах, приносит счастье молодоженам и новорожденным...
Цветовая гамма янтаря очень различна – от молочного белого до бордового, от желтого до почти черного. В Японии больше всего почитается красный или вишневый янтарь. Считается, что это застывшие капли крови дракона, одного из священных животных и повелителей 12-летнего годового цикла. Амулеты и бусы из этого самоцвета до недавнего времени носили только члены императорской семьи.
В Стране Восходящего Солнца есть несколько месторождений янтаря. Самое известное – Куджи – расположено в пятистах километрах к северу от Токио. Там находят и довольно большие куски «солнечного камня». Например, в 1927 году добыли самородок весом в 20 кг, в 1941 – 16-тикилограмовый, который теперь хранится в Государственном музее наук Японии. Были камни и по 45, и по 60 кг. Но сохранить их для потомков не удалось.
Янтарь «Куджи» чаще всего непрозрачный, его оттенки – желтый, коричневый или оранжевый. В нем встречаются включения кварца и инклюзы – вкрапления остатков доисторических растений и насекомых. Именно они придают самородку дополнительную ценность.
Самая известная японская компания по производству янтарных украшений и поделок «Беолуна Токио» была основана в 1960 году. Сначала японцы закупали янтарь в нашем Калининграде, а затем перешли на собственный, более древний материал. Этот минерал позволяет создать из него высокохудожественные вещи, его можно резать, точить, пилить, шлифовать, гравировать и плавить. Мастера-янтарщики с удивительным вкусом сочетают янтарь с другими драгоценными и полудрагоценными камнями, оправляют его в золото, серебро и платину, соединяют с буйволовым рогом. По мнению искусствоведов, школа японских художников по обработке янтаря занимает особое место и отличается оригинальностью и изяществом выполненных работ.
Особый интерес представляют предметы, выполненные в традиционной японской технике «макиэ», где при создании изделий из камня-самоцвета используются золотой и серебряный порошки. Их наносят на янтарь, а затем покрывают лаком. Эта технология и принципы дизайна заимствованы у мастеров по обработке черепаховых панцирей.
Японцы почти по всему миру проводят выставки своих ювелирных изделий из уникального камня. Например, летом 2006 года выставка «Японский янтарь» в Калининградском музее янтаря насчитывала более 150 экспонатов. Кроме самородков и довольно привычных колец, ожерелий и браслетов были представлены гарнитуры, сумочки, часы, атрибуты буддийских церемоний и разнообразные аксессуары, выполненные с использованием янтаря. А еще японцы умеют преподнести произведения своего национального искусства в самом выгодном свете – солнечную и почти волшебную атмосферу на выставке они создавали с помощью музыки, фотографий и видеофильмов о своей прекрасной стране.
Японские мастера-ювелиры умеют не только придумывать новые идеи и воплощать их в своих работах, но и с удовольствием обмениваются опытом с российскими художниками по янтарю и черпают необходимые знания в других областях науки и искусства. И поэтому совсем неудивительно, что сегодня японский рынок янтаря считается самым крупным и необычным в мире.
|