Странная штука – память. Иногда она подкидывает такие сюрпризы, что и не знаешь – как быть. А бывает, что воспоминания отправляют в какую-то другую жизнь, где ты становишься соучастником удивительных событий, чувствуешь свою сопричастность к великим и одновременно трагическим свершениям. Вот нечто подобное произошло недавно и со мной.
Закончилось празднование Дня Победы, отгремели салюты, прошли по телевиденью фильмы, наши старые фильмы, и один из них стал поводом для этих записок.
Наверняка многие помнят картину «На всю оставшуюся жизнь». Этот фильм – вторая экранизация повести Веры Пановой «Спутники». Снял эту потрясающую картину, тонкую и пронзительную, Петр Фоменко. А какие прекрасные артисты участвуют!
Вспомню только несколько сцен.
Актриса Л. Аринина, которая играет хирургическую медсестру Юлию Дмитриевну, смеется завораживающим, странным, победно-демоническим смехом, когда от взрыва вражеского снаряда сыплются гарь и осколки. Она не то что не боится, а, наоборот, становится сильной и даже как-то немного азартной. И понимаешь, что эта женщина-медсестра сделает то, что не под силу остальным. И действительно, она работает не одни сутки без сна и отдыха, ее коллеги идут отдохнуть, а она продолжает стоять у операционного стола.
Михаил Данилов – чудесный актер и человек, но мало знакомый зрителям. В этом фильме одна из лучших его работ – доктор Супругов. Какая внутренняя борьба, какие грани его персонажа показаны! Как-то мне пришлось столкнуться по работе с одним из директоров фирмы – очень приятным, оригинальным и обаятельным человеком, к тому же хорошим специалистом. А работал он вместе со своей супругой, тоже достойной дамой. Так вот, почему-то они у меня спросили, кого мне этот мужчина напоминает. Я ни секунды не задумываясь, выпалила: «Артист, который Доктор Супругов!» и тут же осеклась, испугалась, что могла обидеть взрослых солидных людей. Но эта пара так обрадовалась моему сравнению и совершенно с ним согласилась! А все потому, что найти нечто общее с талантом для умного и хорошего человека всегда важно. Вот такая сила искусства. А у нас потом сложились еще более теплые отношения (в том числе и на почве киноискусства), что очень позитивно сказалось на совместной работе (кстати, к актерам, кино и театру не имеющей никакого отношения).
Еще очень трогает супружеская пара по фильму – актеры Э. Романов и Кира Головко… А начальник АХЧ Соболь, который сердцем болеет за помои… Незабываемы и другие актеры, участвующие в фильме – Г. Штиль, Г. Стриженов…
Но не буду перечислять всех участников кинопостановки и пересказывать картину, а лишь скажу, что когда смотрю этот фильм, то вспоминаю еще и о своих родных. Именно им хочу посвятить эти строки.
Моя тетя на войну ушла из медицинского института. Так же, как и герои фильма, она была членом команды санитарного поезда, вытаскивала раненых с поля боя, стояла у хирургического стола, выхаживала больных и искалеченных…
Когда-то она взяла меня с собой на традиционный Парад Победы, где должна была встречаться с однополчанами. За пару дней до праздника тетя приехала из Ленинграда (так город на Неве тогда назывался) в Москву. Я не отходила от нее, так как более доброго, справедливого и интересного человека не встречала. Накануне Дня Победы, 8 мая, тетя сказала, что на следующий день рано уедет на Красную площадь. Я попросила взять и меня. Она пообещала. А утром 9 мая разыгралась чуть ли не драма: родители предлагали меня не будить и не тащить малолетку с собой (я тогда была еще в детсадовском возрасте) – не хотели, чтобы была обузой на серьезном мероприятии. Но тетя им твердо ответила: «Я обещала ребенку. Поэтому разбужу, хоть и очень рано. А если она не захочет и сама не пойдет, то это совсем другое дело.»
Меня разбудили. Я, как по команде, собралась быстро и без всяких капризов (уже тогда понимала важность момента). Мы долго ехали, а потом…
А потом помню, как на Параде Победы, в колонне ветеранов, мою тетю подхватил на руки огромный мужчина (а тетя очень невысокого роста) и кричал на всю Красную площадь, что она спасла ему жизнь, вытаскивая на себе. Я была совсем маленькой, но эта сцена врезалась в память, к тому же я никак не могла понять, как моя маленькая тетя могла вынести на себе этого огромного дядечку. У меня сохранилась фотография, где мы втроем стоим на Красной площади после окончания официальных торжеств…
Тетя с дядей – военным врачом – познакомились и поженились на войне. Потом служили в Германии. Дядя был участником и других печальных событий, ведь врач – профессия необходимая, как на войне, так и в мирное время…
После окончания войны тетя не смогла остаться в медицине – слишком много повидала – и ушла в историю и педагогику, а дядя до самой смерти проработал в военном госпитале при Военно-медицинской академии в Питере. И хотя в обычной жизни он был абсолютно обыкновенным человеком, со своим характером и особенностями, но я помню, как он по собственной инициативе ходил встречать всех, кого привозили в госпиталь из Афганистана и других горячих точек. Он, старый опытный врач, старался поддержать ребят, так как знал, что такое война, и как далека и близка граница между войной и миром, благополучием и несчастьем, здоровьем и смертью. А потом с болью говорил о молодых ребятах, мальчиках, которые остались инвалидами.
А тетя только недавно вышла на пенсию, всю жизнь проработав в школе и создав там музей военной славы. Очень долго у нее на работе никто и не подозревал, что она ветеран войны, пока не нашел ее затерявшийся на военных дорогах орден.
Она никогда не кичилась своими заслугами и наградами, считала, что настоящий участник войны не хвалится этим, да и вспоминать многое очень тяжело. А при мне ветеранскую книжку использовала один раз – чтобы в Ленинграде отвести меня в музей-квартиру Пушкина, так как другой возможности попасть туда не было.
А один из орденов тете дали за то, что она сумела организовать оборону госпиталя, когда к нему уже в завершении войны из окружения прорвалась часть озверевших гитлеровцев, которым терять было нечего. Нападения никто не ждал, большинство персонала и ходячих больных были отпущены погулять, ведь всем было интересно посмотреть, как люди живут за границей. Да и Победа носилась в воздухе. И практически беспомощные люди вновь оказались перед лицом смерти.
Тетя собрала все оружие, какое было, подтащила тех, кто мог его держать, к окнам, и держала круговую оборону здания с ранеными, пока не подоспели наши.
Но и в мирной жизни ей многие обязаны жизнью. Даже уйдя из медицины, она выходила не одного знакомого или родственника, просиживая у больничных коек сутками. И недаром опытные врачи считают, что уход для больного не менее важен, чем сама операция. Да и зверушек мы с ней вместе лечили.
И еще что меня поражает в тете – это сочетание удивительного спокойствия, выдержки и смирения с любовью к людям, к жизни и ко всему новому. Она не только освоила новую профессию историка и закончила все возможные курсы повышения квалификации (в музеях меня вечно оттирали от нее посетители, думая, что пристроились к интересной экскурсии), но и научилась играть на пианино, сдала на мужской разряд по шахматам, шила, вязала, растила цветы и ягоды…И при всем при этом всегда подтянуто и элегантно выглядела, вызывая интерес у мужчин даже в пожилом возрасте.
Вот такая у меня получилась история, история жизни разных людей, соединенных в моей памяти одним фильмом – «На всю оставшуюся жизнь». Так что этот фильм и о моих близких, и о других людях тоже – врачах и медсестрах, которые спасли не одну жизнь, часто ценою своей…
|